TenderIrbis Старейшина

Зарегистрирован: 19.06.2004 Сообщения: 2153 Откуда: Со сНежных гор...
|
Добавлено: Пн, 20.12.2004 21:38:43 Заголовок сообщения: Школа прощается с мировой литературой |
|
|
ПРАВИЛЬНО ИЗЛАГАЕШЬ
Школа прощается с мировой литературой
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ
1 апреля - не в шутку, а всерьез - Министерство образования официально публикует материалы для письменного экзамена в 11-м классе. Здесь изложены правила "проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием" и приведен предварительный "Перечень тем сочинений" числом 392, из которых в последний момент будут выбраны окончательные. Числом, разумеется, куда меньшим. Именно на основании этих материалов наши школьники в нынешнем году будут действовать на выпускном экзамене по литературе. Для большинства из них это будет прощание с мировой литературой как с предметом - дальше будни затянут, поглотят волны моря житейского, новые книжки придумает жизнь. Но, по существу, прощание состоится раньше. Сразу после публикации.
Практикующие учителя предъявят к материалам свои детальные претензии, но и неспециалисту очевидно: наша система государственного образования в гуманитарной сфере окончательно узаконила право выбора между примитивным и сложным. На экзамене сам ученик решает, пишет ли он сочинение на такую, например, тему: "Стихотворение А.А. Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали..." (Восприятие, истолкование, оценка)". Или, напротив того, читает текст из 438 слов и "подробно или сжато" его пересказывает. После чего выполняет "творческое задание", чтоб служба медом не казалась.
Нетрудно догадаться, какой выбор будет сделан в большинстве случаев: спор между 438 словами и 392 темами заведомо неравен!
Как бы ни была дискредитирована система письменных работ (они же - сочинения) советской моделью общеобразовательной школы, эта система все равно сохраняет один важный элемент: необходимость самостоятельности знания и возможность самостоятельности мышления.
Изложение такой возможности не давало, не дает и давать не будет. Оно имеет смысл в младших классах - как этап, но полностью обессмысливается в старших. Излагать фрагмент "Войны и мира" так же глупо, как писать сочинение на тему таблицы умножения. Глупо - потому что такое изложение ни о чем не свидетельствует. Ни о понимании текста как целого, ни о собственном читательском опыте, ни об интеллектуальном кругозоре. Уж лучше сразу отменить выпускные экзамены по литературе, чем толкать школьника по пути облегченной тупости.
Но, быть может, есть некоторая историческая логика в том, что на излете реформ, после поиска современных педагогических идей, нас упорно отбрасывают назад, во времена "человека в футляре"? (Читатели "Известий", писавшие сочинения, помнят, кто это; их дети, перейдя на изложение, вполне могут не узнать.) Сочинение - жанр для свободного человека. Изложение - жанр для послушного чиновника.
Нашу школу с конца 90-х годов обвиняют в том, что она не дает внятного ответа на ключевой вопрос: какого выпускника, для каких жизненных целей, для какой социальной реальности она готовит? Неужто ответ найден? И школа окончательно смоделировала желанный результат своей многотрудной деятельности? Умственному взору тех, кто принимал решение о фактическом переходе от сочинения к изложению, рисовался исполнительный юный бюрократ, боящийся самостоятельных суждений, аккуратный начетчик, умеющий близко к тексту (и близко к сердцу) принять идеи высокого авторитетного начальства. Они создавали школьника будущего по образу и подобию своему.
Между тем логика развития страны совсем иная. На пути к глобальной цивилизации открытого мира конкурентоспособным окажется лишь тот выпускник, кто умеет составлять свои представления на основе полученных данных, кто обладает широким гуманитарным кругозором - при качественном владении узкой профессией. Им, гагарам, недоступно...
Дальше попробуйте изложить сами.
http://www.inauka.ru/education/article30827.html |
|