TI TI Acquainter TI Acqforum TI FTP Service  
 
 
Список форумов TenderIrbis
Home - FAQ - Поиск - Пользователи - Группы - Регистрация - Профиль - Войти и проверить личные сообщения - Вход
 
ОПЯТЬ ДВОЙКА

 
Список форумов TenderIrbis -> Наука (terraincognita.science)
Начать новую тему   Ответить на тему Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение
TenderIrbis
Старейшина


Зарегистрирован: 19.06.2004
Сообщения: 2153
Откуда: Со сНежных гор...

СообщениеДобавлено: Пн, 20.09.2004 01:30:38    Заголовок сообщения: ОПЯТЬ ДВОЙКА Ответить с цитатой

ОПЯТЬ ДВОЙКА

Почему школьники такие безграмотные

Феликс НОДЕЛЬ




Без малого полвека назад начав преподавать, я уже тогда столкнулся с тем, что много позже был вынужден резюмировать так: "Знаю твердо: надо коренным образом менять всю систему обучения русскому языку". К сожалению, ситуация в последнее время только ухудшилась.

"Пожалуйста, поставьте мне "два" - умолял меня один из командиров производства, делавший в сочинениях до семидесяти ошибок и получавший за это столь позорную, как ему казалось, "единицу". И он был не один такой. Правда, тогда я преподавал в школе рабочей молодежи. Но и до этого, в сельской школе, и после - в "элитных" учебных заведениях - мне приходилось проверять сочинения, в которых "пятерка" по содержанию сочеталась с единицей за грамотность. 8-24, 10-11, 8-13, 7-16 - таково было отнюдь не редкое сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Однако в ту пору всеобщая безграмотность оказывалась чуть ли не государственной тайной, потому что формально по русскому языку успевали все. Доложить "наверх" о неуспеваемости было опасно, и потому в ход шло всё: давление администрации (лживое обвинение: "А ведь он не успевает только у вас", лицемерные упреки в эгоизме: "Вы не думаете ни о репутации учебного заведения, ни о нагрузке ваших товарищей", требование тетради учета дополнительных занятий), "тройки", взятые с потолка и поставленные в свободные клетки, наконец, авторучки, совпадающие цветом пасты с проверяемым сочинением. Тем не менее, как ни грубо "улучшалась грамотность", я не помню ни одного случая обвинения в подлоге: сверху донизу все было пронизано ложью во спасение... репутации.

В середине восьмидесятых, как и повсюду, кое-что и здесь изменилось. Попытались провести реформу правописания по принципу "Пиши как слышишь" - не прошло. Смягчили и умышленно замутнили критерии оценок, в результате чего стало возможным при желании поставить "тройку" за десять и более ошибок; неизвестно когда и почему, ссылаясь на очередную инструкцию, упразднили "единицу", стали готовить замену сочинения изложением, диктантом или тестами, ввели новые курсы и новые учебники по русскому языку.

Два учебника для девятого класса (под редакцией М. Разумовской и П. Леконта) и для десятого-одиннадцатого (А. Власенкова и Л. Рыбченкова) оказались похожими как близнецы. В них был взят курс на "интегрирование" русского языка и литературы - по-видимому, с постепенным устранением последней как обязательного предмета. Повторение и улучшение грамотности объявлялось в рекомендациях к ним делом второстепенным (как же - пройденный этап: все обязаны быть грамотными!).

Рекомендации учителям, работающим по учебнику для девятого класса, изобиловали такими терминами, как алгоритмы, присубстантивно-определительные, местоименно-соотносительные и присказуемостно-изъяснительные предложения, структурно-семантическая характеристика, рецептивно-аналитические текстовые умения, лингвистическая и коммуникативная компетенция, а учебник для десятого и одиннадцатого классов требовал, наряду с представлениями о фонемах и морфемах, знания паронимов, оксюморфона, градации, анафоры, эпифоры, эллипсиса, омоформов, омофонов, омографов.

Под все это подверстывались уже не отдельные фразы-цитаты, как прежде, а фрагменты художественных текстов, которые и следовало "разбирать" (при этом не читанные подавляющим большинством тексты надо было увязывать с целым, будь то программные произведения Толстого, Достоевского, Лермонтова, Гоголя, Тургенева или непрограммные тех же или других авторов).

Так, потрясающий читателя эпизод смерти Базарова интересовал авторов учебника исключительно с точки зрения строения абзацев; по стихотворениям и поэмам Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета, Блока, Есенина, Бунина, Ахматовой и других нужно было сделать "полный морфемный, морфологический и синтаксический разбор" или выполнить такие, например, задания: "Охарактеризуйте поэтику произведения "Во весь голос": а) ритм стиха, рифмы, интонации; б) образы; в) лексика; г) синтаксис. Произведите анализ метафор в поэме... их истоки и поэтический смысл".

Авторы уверены: "Овладение содержанием художественного произведения через его форму (в этом суть сближения русского языка с литературой) позволит с наибольшей эффективностью приобщить учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом окажет положительное влияние на формирование личности учащихся". В былые годы их непременно обвинили бы в формализме.

Сейчас изменилась идеологическая ориентация учебников. Лет двадцать назад полагались такие "нагрузки" к упражнениям: "Как вы понимаете свои обязанности перед страной, Коммунистической партией, народом?" Или "Какие лозунги, призывы с частицами "да", "пусть" вывесили бы вы на фасаде школы ко Дню космонавтики, к 1 Мая, к празднику пионерской организации?".

Теперь же надо бежать впереди паровоза, и потому методические рекомендации к восьмому изданию учебника для десятых-одиннадцатых классов, вышедшему в 2002 году, содержат совершенно иные задания: "Выпишите (из романа "Отцы и дети". - Ф.Н.)... и прокомментируйте художественные детали, передающие отношение персонажей к религии, выпишите фразеологизмы, этимологически связанные с православием, дайте им толкование. Каково их идейно-художественное назначение? Сопоставьте христианские истины, выраженные в главе "Понтий Пилат" (романа Михаила Булгакова) и изложенные в Евангелии, сопоставьте разговор Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри и диалоги Пилата с Иисусом в Евангелии от Иоанна, сделайте свои выводы на основе этих двух сопоставлений. Каково отношение автора: к нравственным принципам, которые излагает осужденный, к тексту Евангелия? Включитесь в полемику Пилата и Иешуа: о необходимости государственной власти; об идеальной власти; о царстве истины на земле".

Совершенно ясно, что эта шапка не по тому Сеньке, которого мы сегодня учим. Тогда что же перед нами: маниловщина или нечто худшее, выдержавшее за несколько лет восемь изданий, каждое тиражом 70 тысяч экземпляров, только потому, что один из авторов - начальник Департамента общего и среднего образования Министерства образования РФ?

Каковы учебники, таков и результат. В учебное заведение, где я работаю, что ни год, приходят девятиклассники и одиннадцатиклассники со всей Москвы. У первых столько ошибок в орфографии - пунктуации: 7-35, 14-11, 10-14, у вторых - 6-23, 17-22, 8-24. Это данные за последний год - за сочинения объемом не более четырех страниц, а инструкция требует шести или семи. Для сравнения: оценки за диктанты в элитной физико-математической школе таковы: 20 человек - "двойка". 5 человек - "тройка", 2 или 3 человека - "четыре".

- В современной Франции, - пишет академик Владимир Арнольд в своей недавней статье в "Известиях-Науке", - 20 процентов новобранцев полностью неграмотны, не понимают письменных приказов начальства и способны поэтому направить свои ракеты не в ту сторону.

А у нас соотношение орфографических и пунктуационных ошибок позволяет утверждать, что с точки зрения ширины и глубины образовательной ямы, и прежде всего - ямы безграмотности, мы впереди планеты всей.

Феликс НОДЕЛЬ - кандидат педагогических наук, преподаватель-методист

http://www.inauka.ru/education/article27766.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение

Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов TenderIrbis -> Наука (terraincognita.science) Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001,2003 phpBB Group  Silver_Xire background picture © BaRiMzI. made by  BaRiMzI





Свободная тема
Хочу познакомиться с ...
Дела душевные
Личный психолог
Юмор
Поэзия
Проза
Форум одного автора
Аниме
Спорт
Армия
Животные
Кулинария
Место встречи
Досуг
Вдали от дома
Фильмы
Музыка
Субкультура
Мода
Афиша
Праздники
Объявления
Чемпионаты
Наука
Общество
Учеба
Английский язык
Tech.Comp
Игры
Авто
Мобильные телефоны
Графика
Render
TI TI Acquainter TI Acqforum TI FTP Service