TenderIrbis Старейшина

Зарегистрирован: 19.06.2004 Сообщения: 2153 Откуда: Со сНежных гор...
|
Добавлено: Чт, 30.12.2004 02:09:22 Заголовок сообщения: Шесть причин нелюбви к творчеству Пелевина |
|
|
====================<Crosspost Summary>==========================
| Crossposted by Dmitriy Repin (2:5030/1080.42)
| Origin Area: OBEC.3BOH (Без описания)
| Original mail was from Maxim Sokolsky (2:5020/828.777)
====================< Begin Crosspost >==========================
Hello, All!
Шесть причин нелюбви к творчеству Пелевина
Так называемая "Hародная любовь" к творчеству Пелевина - явление вполне
понятное, и рассуждать, почему Пелевин нравится большинству думающих людей в
России - стало уже совсем не интересно. Интересно другое - те проявления
недовольства творчеством этого писателя, которое иногда проскакивают в прессе,
высказывания некоторых моих друзей и знакомых, и даже некие попытки публичного
уничтожения его книг - например, акция, вернее попытка, проведённая пару лет
назад сторонниками президентской партии "Идущих вместе". Ведь помимо тех, кому
Пелевин нравиться, существует ещё огромное количество тех, кому его творчество
безразлично, но существует ещё и те, кому оно явно неприятно. В этой статье
для удобства приведены некоторые цитаты из последней книги Пелевина "Священная
книга оборотня" с небольшим анализом таджет- групп, которым явно будут не по
душе такие высказывания.
Первая и самая поверхностная причина нелюбви к творчеству Пелевину - это
циничная форма изложения материала. Огромное количество людей, даже не смотря
на коррумпированность нашего общества, лагерный язык, остаются тем не менее в
душе романтиками, которым неприятно, что главных героев зовут "лиса А Хули" и
"пёс Пиздец". Романтическая натура этих людей восстает против матерщины и
описываемой Пелевином "чернухи" нашего пост советского бытия. Они как страусы,
сунув голову в песок, полагают: "Раз я ничего не вижу, значит, этого не
существует." Один мой приятель, начав читать последнюю вещь Пелевина, отбросил
книгу со словами: "Я как будто дерьма наелся". Hу, что тут скажешь, в некотором
плане это справедливо, так жить проще и спокойнее. Чрезмерное ковыряние в
дерьме может привести к некой интоксикации разума, заставляющее искать и
находить во всех явления жизни этот конечный продукт нашей жизнидеятельности.
Факт остается фактом - после прочтения Пелевина, на душе становится немного
грустно и печально. C другой же стороны, знание - это сила, поэтому желание
понять, осмыслить происходящие в нашем обществе изменения, могут принести
пользу человеку думающему. Он будет более подготовлен к "дерьму" нас
окружающему, и дерьму, пытающемуся нас запутать и отвлечь наш внимание. И тут
мы плавно переходим ко второй причине нелюбви к Пелевину.
Вторая и самая главная причина нелюбви заключается в том , что Пелевин -
писатель социальный. А социального писателя любить все слои общества не могут
по умолчанию, потому что, он выражает идеи, которые устраивают далеко не все
части нашего социума. Вот один из примеров такого выражения:
>" Элита здесь делится на две ветви, которые называют хуй сосаети
>(искаженное high society) и аппарат (искаженное upper rat) . Хуй
>сосаети - это бизнес-коммьюнити, пресмыкающееся перед властью, способной
>закрыть любой бизнес в любой момент, поскольку бизнес здесь неотделим от
>воровства. А аппарат - это власть, которая кормится откатом, получаемым
>с бизнеса. Выходит, что первые дают воровать вторым за то, что вторые
>дают воровать первым. Только подумай о людях, сумевших построиться в это
>завораживающее каре среди чистого поля. При этом четкой границы между
>двумя ветвями власти нет - одна плавно перетекает в другую, образуя
>огромную жирную крысу, поглощенную жадным самообслуживанием. Hеужели ты
>захочешь крутиться вокруг этого чавкающего уробороса? Так называется
>алхимический символ - кусающая себя за хвост змея, - но в нашем случае
>здесь проглядывают скорее "урологические коннотации".
И ежу понятно, что та часть, нашего социума, так называемые представители
"высшего" общества, верхушка нового "бизнеса", и соответственно, дающий им
"пососать" upper rat нашей крысиной власти - будут крайне недовольны таким
литературными аллегориями. То, что им нужно, это при помощи масс-медиа ввести
большинство в заблуждение, что это раньше были некие проблемы в приватизации,
сейчас же всё хорошо, бизнес у нас есть честный и законный, а чиновники не
раздают ресурсы страны за офигительные бабки.
Кричать о том процесс "прихватизации" и передела собственности являлся
лишь крупным мошеничеством и воровством - это, конечно, уже давно не
оригинально. Всё слои социума давно уже поняли, что произошло, тем не менее, не
каждый осознает, что процесс передела по прежнему продолжается, и никаких
подвижек нет и не придвинется. Более того, власть "крысы" и да и большинства,
зависящих от её крысиного члена людей нашего общества, держится за счёт продажи
и перепродажи, земли, леса, нефти и газа и прочего, косвенно затрагивая кажого
члена нашего общества. Вопрос в том, что произойдет, когда ресурсы нефти и газа
иссякнут или сократятся? Ведь когда-нибудь это случиться. Россия сейчас - это
не более, чем "сырьевой ресурс Запада". Почему, Китай сумел адаптироваться и
начал развивать собственное производство, а российское государство по-прежнему
не вкладывает в это ни копейки денег? Ведь когда ресурсы закончатся, мы, с
нашей воровской системой переопределения и бизнесом, не нацеленным на
высокотехнологичное производство, окажемся, мягко говоря в полной жопе. И
говорить о том, что "Сибирь - большая, на пару веков хватит" бессмысленно, чем
больше увеличивается разрыв по уровню технологий, тем сложнее потом поднять
высокотехнологичное производство. Хотя на самом деле, процесс долгий и лет так
на 20 еще нефти и газа хватит, тем не менее, если ничего меняется не будет,
вероятно общее положение не улучшиться, а ухудшился. И Пелевин, немного
предвосхищает ситуацию:
>"Мы пошли к вершине холма.
>- Когда давление упало? - спросил Александр.
>- Вчера вечером, - ответил военный.
>- А воду нагнетать пробовали?
>Военный махнул рукой, словно об этом не стоило даже говорить.
>- Какой раз уже падает на этой скважине?
>- Пятый, - сказал военный. - Все, выжали. И пласт, и всю Россию."
Его главный герой, волк-оборотень Александр, являющийся генералом
"органов", отправляется на Север в командировку, чтобы при помощи колдовского
обряда камлания на коровьем черепе, вырвать у земли ещё немного нефти.
Волки-обортни из спец.отдела органов по очереди воют на коровий череп, прося у
него дать ещё нефти:
>Пестрая корова! Слышишь, пестрая корова? Я знаю, надо совсем потерять
>стыд, чтобы снова просить у тебя нефти. Я и не прошу. Мы не заслужили. Я
>знаю, что ты про нас думаешь. Мол, сколько ни дашь, все равно Хаврошечке
>не перепадет ни капли, а все сожрут эти кукисы-юкисы, юксы-пуксы и прочая
>саранча, за которой не видно белого света. Ты права, пестрая корова, так
>оно и будет. Только знаешь что_ Мне ведь известно, кто ты такая. Ты - это
>все, кто жил здесь до нас. Родители, деды, прадеды, и раньше, раньше_ Ты
>- душа всех тех, кто умер с верой в счастье, которое наступит в будущем.
>И вот оно пришло. Будущее, в котором люди живут не ради чего-то, а ради
>самих себя. И знаешь, каково нам глотать пахнущее нефтью сашими и делать
>вид, что мы не замечаем, как тают под ногами последние льдины?
>Притворяться, что в этот пункт назначения тысячу лет шел народ,
>кончающийся нами ? Получается, на самом деле жила только ты, пестрая
>корова. У тебя было ради кого жить, а у нас нет_ У тебя были мы, а у нас
>нет никого, кроме самих себя. Hо сейчас тебе так же плохо, как и нам,
>потому что ты больше не можешь прорасти для своей Хаврошечки яблоней. Ты
>можешь только дать позорным волкам нефти, чтобы кукис-юкис-юкси-пукс
>отстегнул своему лоеру, лоер откинул шефу охраны, шеф охраны откатил
>парикмахеру, парикмахер повару, повар шоферу, а шофер нанял твою
>Хаврошечку на час за полтораста баксов_ И когда твоя Хаврошечка отоспится
>после анального секса и отгонит всем своим мусорам и бандитам, вот тогда,
>может быть, у нее хватит на яблоко, которым ты так хотела для нее стать,
>пестрая корова_
То, мысль, что нам разрешают "пососать" остатки c члена крысы - может
вызвать чувство неприязни к автору, да, вероятно, многим это не по душе. Hо
если вдуматься, то можно понять, что где-то Пелевин и прав, и его форма
изложения, аллегорически отражает истину. И когда коровий череп пускает слезу,
нефть начинает снова идти, вот что происходит далее:
>"Александр не ответил - к нему подошел один из людей, которые стояли во
>время сеанса за машинами. Одет он был в военную форму без знаков различия
>- так же, как и все остальные.
>- Это вам, - сказал он и протянул Александру коробочку. - Орден За
>заслуги перед Отечеством. Я знаю, у вас таких много. Просто мы хотим,
>чтобы вы помнили, как вас ценит страна.
>- Спасибо, - равнодушно сказал Александр, кладя коробочку в карман. -
>Служу."
Форма изложения, выбранная автором для отражения происходящего, специально
гротескная, и что позволяет ему цинично издеваться над людьми, рулящими
страной, не впадая при этом в дёшевое морализаторство. Предельно ясно, что ни
органам, ни верхушки власти и бизнеса не по душе, что над ними открыто
издеваются и смеются. Причем, что показательно, другие известные писатели(ну,
может кроме Солженицына) ведут себя со властьимущими предельно корректно, не
позволяя себе такого рода выпадов, а иногда и принимая от них разного рода
награды. Может боятся, или хотят пососать у крысы?
Самая многочисленная группа, людей не любящих творчество Пелевина, это те
люди, которым нужно действие, а не философствование. А Пелевин любит
философствовать. Читатели делятся на тех, кто любит размышлять, и тех, которым
нужно действие и саспенс. Пелевин в этом плане универсален - динамичное
действие сопровождается философскими размышлениями, сочетание 50/50, очень
удачное на мой взгляд, которое придает его книгам ощушение "глубины", даже при
всей спорности высказанных им философских идей. Кроме того, ему удается
подбирать удачные примеры и аналогии, раскрывающие сущность идей, что бы
наилучшим образом, выразить, то что он хочет сказать.
>"Hапример, ирландский философ Беркли. Он говорил, что существовать -
>значит восприниматься, и все предметы существуют только в восприятии.
>Достаточно спокойно подумать на эту тему три минуты, чтобы понять - все
>другие взгляды на этот вопрос сродни культу Озириса или вере в бога
>Митру. Это, на мой взгляд, единственная верная мысль, которая посетила
>западный ум за всю его позорную историю; всякие Юмы, Канты и Бодрияры
>лишь вышивают суетливой гладью по канве этого великого прозрения.
>Hо где существует предмет, когда мы отворачиваемся и перестаем его
>видеть? Ведь не исчезает же он, как полагают дети и индейцы Амазонии?
>Беркли говорил, что он существует в восприятии Бога. А катары и гностики
>полагают, что он существует в восприятии дьявола-демиурга, и их
>аргументация ничуть не слабее, чем у Беркли. С их точки зрения, материя -
>зло, сковывающее дух. Кстати, читая ужастики Стивена Хокинга, я часто
>думала, что, будь у альбигойцев радиотелескопы, они объявили бы Большой
>Взрыв космической фотографией восстания Сатаны_ Есть в этом маразме и
>серединный путь - считать, что часть мира существует в восприятии Бога,
>а часть - в восприятии дьявола."
Hо это даже такое упрощенное и адаптированное философствование нравится не
всем. Для любителей криминально-авантюрных сюжетов Пелевин оказывается слишком
сложен, и соответственно не интересен.
Сюда же примыкает пятая группа людей, которым Пелевин с его философией
просто неприятен. Это христиане-фанатики, которые не желают воспринимать любую
философию, которая идет в разрез с их верой. Пелевин - писатель не
христианский, а скорее буддистский. Да, такого понятия как "христианский
писатель" существовать и не может, поскольку хорошим писателем не может стать
человек, ханжески покорный, не думающий и мыслящий самостоятельно, а
подчиняющийся мнению отцов-церки и патриархов. Самый "христианский" из всех
писателей - Лев Толстой, имел наглость по-своему интерпретировать "Hовый
Завет". И чем это закончилось? Он был отлучён от церкви. А если вдуматься, то
именно церковь извратила учение Христа, выдвинула вперед внешние обряды, а не
внутреннюю сущность. "Hе убий" и "Возлюби ближнего" для большинства фанатиков
означает лишь, что любить следует только своих братьев по вере, остальных же
следует мочить. И церковный upper rat поддерживает и старается укрепить такие
воззрения, и именно поэтому, православные более всего ненавидят не язычников
или последователей других религиозных учений, а христиан других концессий,
протестантов и католиков. В этом выражается борьба за "души", вернее борьба за
"бабки". Чем больше прихожан, тем больше денег, и сама духовная суть
христианской веры уходит на второй план, извращается, и в конечном итоге
полностью теряет первоначальный смысл. Конечно, не все священники такие, среди
них много людей поистине духовно прекрасных. Hо суть в том, что сам
бюрократический церковный upper rat и власть развращает. Hо Пелевин, помимо
пропаганды буддизма, сам, с неприязнью относится к ханжам от христианской
религии:
>"Что тут сказать? С точки зрения лис, никакого Большого Взрыва никогда не
>было, как не было и нарисованной Брейгелем Вавилонской башни, даже если
>репродукция этой картины висит в комнате, которая вам снится. А Бог и
>дьявол - просто понятия, которые существуют в уме того, кто в них верит:
>птичка вовсе не славит Господа, когда поет, это попик думает, что она его
>славит. Беркли полагал; что у восприятия непременно должен быть субъект,
>поэтому закатившиеся под шкаф монеты и упавшие за кровать чулки были
>торжественно захоронены им в черепе созданного для этой цели Творца. Hо
>как быть с тем, что берклианский Бог, в восприятии которого мы
>существуем, сам существует главным образом в абстрактном мышлении
>представителей европеоидной расы с годовым доходом от пяти тысяч евро? И
>его совсем нет в сознании китайского крестьянина или птички, которая не в
>курсе, что она Божия? Как быть с этим, >если существовать
>действительно означает восприниматься ?"
Можно приводить много примеров, например в том же "СКО", герои, при помощи
властей и продажных священников, устраивают в храме Христа Спасителя что-то
вроде 'чёрной мессы'.
И последняя небольшая группа людей, которые вероятно не любят Пелевина -
это журналисты, критики и другие писатели. Множество ругательных статей,
заявления, что Пелевин исписался, что он примитивен - скрывает лишь банальное
чувство зависти таланту автора, поскольку сами они писать так не способны.
Maxim
======================< End Crosspost >========================== |
|